Кому можно пожаловаться на банк
Отношения между кредиторами и заемщиками не всегда складываются идеально. Наиболее распространенными претензиями, которые высказывают кредитополучатели, являются изменение ставок по тарифам, начисление лишних процентов, несанкционированное списание денежных сумм, несоблюдение пунктов соглашения, неуважительное отношение со стороны банковского персонала.
Куда жаловаться
1. В качестве первого шага нужно попытаться решить вопрос с банком самостоятельно, изложив суть проблемы и предложив решение, удовлетворяющее обе стороны. Если в отделении нет сотрудника, способного взять ответственность на себя, то нужно связаться с представителем центрального офиса.
2. В любой организации имеется жалобная книга, в которой можно изложить суть проблемы. К сожалению, этот способ весьма неэффективный.
3. На сайте финансовой группы можно написать свой отзыв, который также может быть оставлен без внимания, затеряться в лавине банковских документов или исчезнуть в силу технического сбоя.
Более действенной является жалоба, отправленная банковской организации заказным письмом с уведомлением о вручении. Себе следует оставить копию письма, которая будет нужна при дальнейшем обращении в надзорные органы. Основной обязанностью отдела по работе с претензиями является выяснение обстоятельств конфликта и рассмотрение или отклонение заявления в течение 7-10 рабочих дней.
4. В Сети существуют порталы, на которых форумчане делятся своими мнениями. Банки заинтересованы в лояльности аудитории, постоянно следят за информацией и принимают ее к сведению. Участие в обсуждении пойдет на пользу при решении собственной проблемы.
5. Если инцидент не исчерпан, то есть смысл обратиться в Роспотребнадзор, рассматривающий обращение в любой форме. Закон № 2300-1 «О защите прав потребителей», принятый 07.02.1992, предоставляет контрольно-поднадзорному ведомству широкие полномочия, в том числе возможность обращения с клиентским иском в Арбитражный суд. Как показывает практика, организация эффективно решает проблемы незаконного увеличения ссудных выплат, вынужденной оплаты комиссий при оформлении кредита и ведения счета, неудовлетворительного качества обслуживания клиентов. Среди возможных причин обращения в инстанцию – ограничение досрочного выплата кредита, изменение годовых процентов, вынужденное страхование, навязывание определенного суда, передача долгов коллекторским службам, незаконное начисление комиссий.
6. Федеральная антимонопольная служба — ФАС, призвана пресекать попытки мошенничества и введение клиентов в заблуждение. В ФАС традиционно обращаются при несоблюдении закона «О защите конкуренции» и «О рекламе», при отсутствии обещанного вознаграждения, обмане при указании процентной ставки и др.
Заявление о несоблюдении прав можно подать на электронном портале или отослать в письменном виде в территориальное отделение организации. Например, при проведении рекламной компании финансовая группа указывает один конкретный процент годовых по кредиту, который на практике увеличивается почти вдвое за счет дополнительных комиссий и платежей. Основанием для обращения в ФАС также является принуждение к обращению за услугами в конкретную страховую компанию. Из-за ложных рекламных акций клиент может оказаться заложником тяжелых обязательств. Он может обратиться в антимонопольную службу, даже если он не брал разрекламированный кредит. Срок рассмотрения заявления может затянуться до 3-х недель.
4. Самым проверенным арбитром является Центробанк России, обращение в который должно содержать информацию о нарушении конкретных пунктов банковского законодательства, ибо в противном случае на благоприятный исход рассчитывать трудно. Жалобу о нарушении банковской тайны, ложных данных о кредитах или сокрытия важной для клиента информации можно подать в интернет-приемную, расположенную на официальном веб-ресурсе ЦБ. Она очень быстро будет рассмотрена в Ревизионном отделе банка. Обращение к регулятору существенно ускорит принятие положительного решения в надзорных структурах. Инструменты воздействия ЦБ на недобросовестные финансовые группы весьма действенны и заключаются в наложении штрафных санкций или отзыве лицензий.
7. Спорные вопросы между финансовыми организациями и клиентами может решать финансовый омбудсмен. Полномочия третейского судьи распространяются на денежные претензии, не превышающие 300 000 рублей. При обращении в эту инстанцию нужно иметь официальный ответ со своего банка, полученный в ответ на жалобу. В 80% случаев решения были вынесены в пользу клиентов, которые обращались по поводу невыплаты вкладов, невыполнения договорных обязательств, жестких требования о погашении полной суммы долга без учета сопутствующих обстоятельств.
8. В крайнем случае, спор можно разрешить в судебном порядке, заручившись помощью юристов, обладающих опытом и знаниями в банковской сфере. Если на клиента оказывается психологическое воздействие или звучат угрозы, то нужно собрать доказательную базу в виде аудио или видеозаписей и обратиться в правоохранительные органы или в прокуратуру. Собранные материалы служат поводом для требования возмещения морального ущерба.