Банк России ищет альтернативу Visa и MasterCard

Стало известно, что платежным системам MasterCard и Visa в скором времени придется искать российского оператора и создавать российский процессинг. С начала второго полугодия 2022 года должен был вступить в действие закон «О платежных системах», в которых бы значилась информация о том, что не национальные процессинговые системы в обязательном порядке обязаны внести на спецсчет в Банке России до 80 млрд. рублей. Сразу же иностранные системы сказали, что сумма вообще неподъемная и вроде как решили полностью оставить рынок России.

Но так как пока РФ заинтересована в Visa и MasterCard, ведь они обслуживают практически всех российских пользователей карточек, то решили дату передвинуть на начало 2022 года. За это время многое может поменяться, например, сама Россия создаст уникальный национальный процессинг и отечественного оператора, на обслуживание которого перекинется большая часть карточных пользователей.

Создание процессинга

Идея обязать все процессинговые системы из-за границы сотрудничать с национальным оператором обсуждалась ещё несколько лет назад. И ранее были слова по поводу того, что это затратное дело, которое обойдется участникам российского рынка около 50 млрд. долларов.

Но на последнем заседании всех платежных систем в России было принято решение развивать это направление по аналогии с Турцией и Францией, в которых все внутренние расчеты проходят по НПС. И так как на это Visa и MasterCard придется потратить до двух лет, а отсрочка дана всего в полгода, то им придется искать российского оператора. Главное сейчас РФ создать такой процессинг, который бы удовлетворял все требования надежности и прочих условий международных Visa и MasterCard.

Как это будет выглядеть

Пока в РФ есть несколько процессинговых центров – у Сбербанка, ВТБ, системы «Золотая корона». И вот со Сбербанком переговоры уже начались. Для Visa и MasterCard важно, чтобы рабочий процессинг мог обслуживать до 1500 транзакций в секунду, и Россия это может обеспечить, учитывая, что многие центры обладают еще вполне приемлемыми характеристиками надежности.

Эксперты полагают, что учитывая даже час-пик при которых число операций может зашкаливать до 10 тыс. в секунду, требования международных систем о безопасности по операциям на карточных счетах:
• Расположение data center с уровнем доступности до 99,999%;
• Наличие различных резервных площадок, которые территориально должны быть разбросаны по всей планете.
Вполне оправданы и осуществимы для процессинговых систем РФ.

Развитие уникального процессинга: что сейчас на первом плане

Вероятный процесс развития – это создание единого процессинга (НПС) на уровне платформы «ПРО 100» Сбербанка. И самый оптимальный вариант – это для начала перевести все зарплатные проекты на новую систему.

Представители других процессинговых центров: Union Card, УЭК и Объединенной расчетной системы не готовы в полной мере обеспечить российский рынок локальной системой, которая бы смогла должным образом конкурировать с международными игроками.

И если сеть компании «Объединенная расчетная система» намного больше «ПРО 100», то первая не выпускает самостоятельно карты, в то время как карту «ПРО 100» выпускает четыре банка: Уралсиб, Сбербанк, МИБ и Ак Барс и около четырнадцати кредитных организаций.

В любом случае, для создания НПС необходимо согласие всех игроков рынка, но пока идея работы «ПРО 100» их не устраивает.

Почему они не согласны

Национальная процессинговая система – это хорошо для всего банковского сектора, но так как «ПРО 100» — это дочка Сбербанка, то всех участников рынка это немного смущает.
Для этого есть у каждого свои опасения. Многие полагают, что приняв НПС на базе «ПРО 100» — это автоматические расчеты через сам Сбербанк России, т.е. аккумулирование денег в едином банке. Поэтому целесообразней было бы создание НПС на базе ЦБ РФ, тогда она могла бы стать глобальной.

Вообще-то перспективы развития НПС РФ, по мнению экспертов, хорошие, учитывая, что и переходный период будет длится несколько лет. Практика, когда дебетные карты работают на НПС страны, а кредитки на базе Visa и MasterCard весьма распространены во многих странах, потому России есть чему поучиться.

Что делать Visa и MasterCard

Национальная значимость для этих операторов нужна как воздух, поэтому им волей-неволей придется сотрудничать с российскими собственниками. Можно работать на примере западных коллег, когда используется франчайзинговая схема, означающая, что созданное российское юридическое лицо будет получать прибыль от деятельности своего бизнеса. Либо такой вариант, либо бесчисленное множество других методов, когда работа таких операторов будет полностью подконтрольна российским компаниям.

Сотрудники Visa и MasterCard такой поворот событий комментировать пока не спешат. Но для информации стоит знать, что 60% рынка РФ принадлежит Visa, а 35% — MasterCard, причем число последних стремительно увеличивается.

Глава Сбербанка Г. Греф заявил, что создание единой НПС на базе «ПРО 100» — это вопрос двух месяцев, поэтому сейчас загвоздка только в решении всех участников российского рынка. На долю этого процессингового центра приходится до 40% всего рынка эквайринга в России. Более 250 тыс. торговых точек готовы принять к оплате карты «ПРО 100», а годовой объем эмиссии составляет до 295 тыс. карт.

УжасноПлохоУдовлетворительноХорошоОтлично (Пока нет оценок)
Loading ... Loading ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: